Детский сад № 30 "Ласточка"

165150 Архангельская область, Вельский район, г. Вельск ул. Советская 39а

Телефон

8(81836)6-05-41

Эл. почта dslastochka30@yandex.ru

Ссылка на сообщество в VK

 

 

Советы и консультации логопеда, музыкального руководителя, воспитателей.

 Рекомендации для родителей.

 

«Развитие фонематического слуха у дошкольников»

 

 

 

 

 

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемыЭто может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различать звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.

В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звуки сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

• Наша речь состоит из предложений.

• Предложения состоят из слов.

• Слова состоят из звуков.

• Звук - это то, что мы слышим и произносим.

• Буква - это то, что мы видим и пишем.

• Звук на письме обозначается буквой.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

 Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

 В русском языке шесть гласных звуков: [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы].

 На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

 Гласных букв - десять: «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» «Я» «Ю» «Е» «Ё».

 Шесть гласных букв - «А» «У» «О» «И» «Э» «Ы» - соответствуют звукам.

 Четыре гласные буквы - «Я» «Ю» «Е» «Ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («Я» - [ЙА], «Ю» - [ЙУ], «Е» - [ЙЭ], «Ё» - [ЙО]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «Я» - [А], «Ю» - [У], «Е» - [Э], «Ё» - [О] (береза, мяч).

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

­ Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

­ Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

­ Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ].

­ Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].

­ Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

­ Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я»).

­ Всегда твердые согласные: [Ж] [Ш] [Ц].

­ Всегда мягкие согласные: [Й] [Ч] [Щ].

­ Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

­ Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

 

 

 

 

Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста.

Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:

Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них (начало, середина или конец слова).

Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

Сложи звук.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы - к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.

Желаю удачи!

 

 

 

 

 

Учитель-логопед: «Гимназия №4 г. Вельск»

СП «Детский сад «№30 Ласточка»

Суслонова Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Наверх